Задача усложняется, если ассортимент широкий, а товары с разными сроками годности, как, например, в магазине у дома. Здесь есть и выпечка, которую нужно продать за один-два дня, и молочка, которая может лежать неделю, и долгоиграющие конфеты, и носки с колготками с неограниченным сроком годности. Тут уже просто так не уследить, что хорошо раскупают, что продаётся нормально, а что залёживается на полках и успевает испортиться, принося магазину убытки.
По результатам двух исследований формируют девять товарных групп, каждая из которых показывает положение конкретного товара в общем ассортименте. Например, товары из групп AX и BX приносят компании основной доход, продаются часто и приблизительно в одном объёме. А товары из группы CZ — аутсайдеры с низкими показателями по всем параметрам: влиянию на прибыль, объёму продаж и спросу. Обычно в товароучётных системах есть встроенный ABC/XYZ-анализ.
Хорошо, когда в договоре поставки есть пункт, где предусмотрен возврат товара в случае, если покупатель не сможет его продать. Если такого условия нет, можно всё равно попробовать договориться с поставщиком, ведь у него намного больше каналов сбыта. Например, он может перебросить товар в другой регион или вдруг случайно окажется, что недавно кто-то спрашивал именно этот товар и поставщик сможет выгодно его продать. Не все соглашаются на возврат, но вдруг это именно ваш случай. Поэтому лучше спросить и получить отказ, чем не спросить и упустить возможность одним махом избавиться от неликвида.